Накануне гран-при Сингапура чемпионата мира автогонок "Формула-1" директор инженерного департамента российской команды "Маруся-Верджин" Николай Фоменко в интервью главному редактору агентства "Р-Спорт" Василию Конову рассказал о том, когда ждать официальных объявлений об изменениях в команде и машине, чего ждать от ближайшего гран-при и что запоминающегося было в сезоне "Формулы-1", который близок к завершению.
– Впереди Сингапур, куда вы направляетесь транзитом через Сочи. Какие впечатления остались от посещения экономического форума, насколько участие в нем оказалось продуктивным?
– Самое главное для меня то, что премьер (Владимир Путин) увидел наш автомобиль. Но я больше всего удивлен тому, что на форуме удалось обзавестись контактом с целым рядом отечественных компаний. Подчеркну, что именно отечественных, поскольку западных нам и так хватает.
– На чем именно специализируются эти компании?
– Нас интересовали компании, которые бы помогли нам в реализации нашего электрического проекта. Соответственно, это компания, представляющая Краснодарский край, производящая очень неплохие электромоторы, компания, которая производит конденсаторы, компания, которая занимается электроникой автомобиля. Очень много положительных контактов, которые сейчас заработают. И это меня очень сильно удивило. После того как мы "перерыли" все наше отечество и осознали, что продукции высокого технологического уровня очень мало, на форуме мы сумели убедиться в том, что в нашей стране все-таки есть люди, которые способны сделать вещи высокого класса.
– Кулибины?
– Нет, не кулибины. Это серьезные предприятия, которые работают на высоком уровне. Однако отсутствие хорошей коммуникации на нашей территории, 1/6 части суши, потрясает. Даже такая компания, как "Маруся Моторс", которая тратит огромное количество времени на розыск необходимого, сумела открыть для себя компании, которые присутствовали на форуме. И это одна из заслуг форума. Для меня это удивительно, поскольку я привык к тому, что форум – это демонстрация несуществующих, потемкинских деревень.
– Сулят ли эти контакты появлением на болидах команды рекламных логотипов отечественных компаний, которые будут с вами сотрудничать?
– Мы работаем над этим и, как мне кажется, это произойдет. Для нас это очень важно. Мир должен знать, что Россия не случайно в "Формуле-1".
– Сейчас все мысли уже о Сингапуре. С какими ожиданиями направляетесь туда?
– Трасса узкая. После Монако это самая узкая трасса, трек очень закрученный, что дает нам определенные шансы. Плюс мы сделали новый аэродинамический пакет для машины этого года. Первые ее тесты вселили в нас определенный оптимизм.
– Но от прогнозов воздержитесь?
– Да, не люблю делать прогнозы. Скажешь, а потом все произойдет ровно наоборот. Просто надеемся на хороший для себя результат.
– Учитывая то, что большая часть сезона позади, можно ли подводить предварительные итоги выступления вашей команды?
– Главный итог – мы полностью перестроили команду. Эта перестройка еще продолжается, но и уже сделано немало. Мы переехали в Банбери, поближе к Сильверстоуну, сменили компанию, которая занималась производством нашей машины. Несомненно, важным стало начало сотрудничества с "Макларен". Перспективы хорошие, и в следующем году мы намерены больше радовать результатами, нежели разговорами.
– А что говорят гонщики "Маруси" о машине, которая претерпела ряд изменений по ходу сезона?
– Каждый день мы находимся в работе над автомобилем, 24 часа в сутки. Мы делаем все возможное и невозможное. Но есть определенные точки, которые исправить нельзя. К примеру, монокок уже построен, и его конфигурация диктует свои условия. И тот аэропакет, который сегодня мы сделали, дался нам очень тяжело. Он вносит очень серьезные изменения в технологию самой машины.
– Перед началом сезона главной задачей было доезжать до финиша. "Маруся" доезжает, делает это стабильно. Можно ли говорить, что следующий шаг – это попадание в очки?
– Да, мы думаем об этом.
– И в связи с этим все ждут объявления изменений в составе пилотов команды…
– Они произойдут 11 ноября. И это будет касаться многих вещей, не только пилотов.
– Почему именно эта дата?
– Это случится на гонке в Абу-Даби. Так у нас было запланировано.
– То есть в конце сезона вы расскажете о всех планах на будущий год?
– Разумеется, скажем, но не все. Если мы все расскажем, то что я буду рассказывать вам в следующем году?
– Если в целом оценивать текущий сезон, то гегемония пилота "Ред Булл" Себастьяна Феттеля интриги явно не добавляет, делает его скучноватым для зрителей. Как считаете?
– Не соглашусь, поскольку количество соревновательных элементов в гонках довольно велико: чего стоит только прорыв Михаэля Шумахера с 24-го на 5-е в "Спа-Франкоршам", там же с 13-го на 5-е – Дженсона Баттона. Это феноменальные вещи, от которых захватывает дух. Так что считаю, что гонки в этом году сложились потрясающие. Лидерство же Феттеля отражается лишь в количестве набранных им очков и побед. А как его Баттон обогнал на последнем круге? Это же основные впечатления от сезона. Поэтому этот сезон считаю успешным, он мне напомнил конец 1980-х.
А за счет того, что технический регламент меняется, так продолжаться и будет, и чемпионат будет еще интересней. Кроме того, Виталик Петров был на подиуме.
– Да, Петров был на подиуме, но уж слишком часто он сходит с дистанций в силу разных обстоятельств…
– Это гонки, спорт непростой: здесь все сложнее трусов и кроссовок.